БМПТ «Терминатор»

Объект 199 «Рамка» (ранее широко известна под общим названием боевой машины поддержки танков, на официальном сайте УВЗ зачастую фигурирует под неофициальным прозвищем«Терминатор») — российская боевая машина огневой поддержки, предназначенная для действия в составе танковых формирований с целью поражения танкоопасных средств противника: для эффективного подавления живой силы противника, оснащённой гранатомётами, противотанковыми комплексами, стрелковым оружием; есть также возможность поражать на ходу и с места танки, БМП, дот, дзот и другие высокозащищённые цели.
История создания
Работы по БМПТ начались ещё в середине 1980-х годов, первый вариант машины был создан в ЧТЗ, на базе танка Т-72А (ничего общего с современной машиной не имеет), также в разработке принимало участие Омское КБ.
Созданию БМПТ предшествовала разработка на рубеже 1980—90-х годов специализированных боевых машин — «танков для пограничных войск».
Современный вариант БМПТ был разработан в ФГУП «Уральское КБ транспортного машиностроения» («Уралвагонзавод», г. Нижний Тагил) с 1998 по 2000 год на базе танка Т-72, может создаваться также на базе Т-90 (второй вариант был определен для серийного производства).
Первый представленный в 2000 году образец имел вынесенный блок вооружения с одной 30-мм пушкой 2А42, спаренным с ней 7,62 ПКТМ и четырьмя пусковыми установками ПТУР «Корнет», также на машине в надгусеничных полках установлены 2 30-мм гранатомета АГ-17Д.
В 2002 году на машине было установлено уже две 30-мм пушки 2А42 и КУВ «Атака-Т».
Разработка закончилась в конце 2006 года.
Конструкция
В состав экипажа БМПТ входят 5 человек — командир, наводчик, механик-водитель и два оператора курсовых гранатомётных установок.
Базовое вооружение состоит из:
- двух 30-мм пушек 2А42 (900 выстрелов)
- 7,62 ПКТМ (2000 выстрелов)
- ПТУР типа «Атака» 9М120-1 (УР 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1) с лазерной системой наведения (четыре УР на ПУ башни)
- двух гранатомётов АГС-17 (300 выстрелов в единой ленте на каждый) в надгусеничных нишах
Комплекс вооружения БМПТ создаёт огонь высокой плотности и способен атаковать до четырёх целей одновременно.
Помимо основной силовой установки БМПТ оснащён вспомогательной дизельной установкой, которая служит для электропитания систем машины без включения основной силовой установки.
Поражение с ходу и с места танков, БМП, ДОТов, ДЗОТов и других высокозащищенных целей, а также вертолётов и низколетящих самолётов, осуществляется сверхзвуковыми управляемыми по лазерному лучу противотанковыми ракетами «Атака» 9М120-1 (9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1) из состава КУВ «Атака-Т». Ракета 9М120-1 в трубе — контейнере, установленная на пусковой установке, обеспечивает возможность БМПТ выполнять стрельбу ракетами после преодоления по дну водной преграды глубиной до 5 м.
Башню БМПТ с КУВ «Атака-Т» и стрелково-пушечным вооружением предполагается использовать для оснащения бронированного двухзвенного транспортера лёгкого класса для Заполярья и Арктики на основе унифицированной межвидовой двухзвенной гусеничной платформы (ОКР «Арктика»). Российская боевая сочленённая машина будет принята на вооружение в 2015 году.
БМПТ обладает современной развитой автоматической системой управления огнём (СУО) «Рамка». Прицел наводчика включает в себя тепловизионный канал, оптический канал, наземную аппаратуру управления лазерно-лучевого канала наведения ПТУР (разработана НКЦ ВКТ ФГУП «ГРПЗ») и лазерный дальномер. Панорамный прицел командира имеет сектор обзора 360°. Панорамный прицел обладает оптическим, низкоуровневым телевизионным и лазерным дальномерным каналами. При необходимости командир может вывести изображение тепловизионного прицела наводчика на своё видеоустройство. Автоматизированная СУО обладает цифровым баллистическим вычислителем, комплектом автоматических датчиков условий стрельбы и автоматом сопровождения цели, что значительно упрощает и повышает эффективность применения управляемого вооружения сходу во всем диапазоне скорости БМПТ при крене и дифференте до 15°.
Также машина оснащена навигационной системой NAVSTAR/GLONASS.
Машина имеет световую индикацию направления и звуковую сигнализацию об облучении БМПТ лазерными средствами и автоматическое противодействие этому.
Управление комплексом вооружения дублировано — командир обладает возможностью вести эффективный огонь из всего комплекса вооружения, размещённого в башне. Рабочие места операторов автоматических гранатомётов оснащены стабилизированными прицелами «Агат-МП» (день/ночь).
Бронезащита — защита машины в целом равна уровню защиты танка Т-90А, даже превосходит его из-за применения ДЗ «Реликт»; лоб корпуса имеет защиту, равную основному Т-90, однако в отличие от Т-90, который обеспечивает защиту от противотанковых средств в пределах курсового угла ±35°, БМПТ обеспечивает надежную защиту от пехотных противотанковых средств ближнего боя в пределах 360°. Причём при применении дополнительных тканевых экранов с элементами динамической защиты, устанавливаемых в условиях массового применения противотанковых средств ближнего боя, обеспечивается максимальная защита даже при обстреле по нормали. Блок вооружения установлен на опоре на кормовой части башни.
Весь боекомплект вынесен за пределы забронированного объёма.
Машина оборудована фильтро-вентиляционной установкой (ФВУ), которая нагнетает очищенный забортный воздух в машину. За счёт избыточного давления внутрь не попадают отравляющие вещества, радиоактивная пыль и т. п., даже если машина не герметична. Ходовая часть машины в целом аналогична Т-90, в качестве двигателя используется В-92С2.
Имеется система электромагнитной защиты, обеспечивающая нейтрализацию (преждевременный подрыв) противотанковых мин или фугасов с радио- и магнитометрическими взрывателями.
ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «ШАРНХОРСТ» И «ГНЕЙЗЕНАУ»
После окончания Первой мировой войны Версальский договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 т. Вопреки ожиданиям стран-победительниц, конструкторы Рейхсмарине примерно в пределах этого водоизмещения смогли создать оригинальные дизельные корабли с весьма мощным вооружением (6 283-мм орудий в двух башнях и 8 одиночных 150-мм). Они были сильнее всех крейсеров, кроме линейных, и при этом достаточно быстроходны (26 уз.), чтобы уйти от любого линкора того времени. Они произвели должное впечатление на военно-морские круги и получили известность как «карманные линкоры», хотя сами немцы официально классифицировали их как «броненосцы» (pan- zerschiffe). В ответ на «Deutschland» (такое название получил головной корабль серии) Франция в начале 1930-х гг. заложила линейный крейсер «Dunkerque» с восемью 330-мм орудиями и более высокой скоростью. Его появление вело к краху концепции, в соответствии с которой создавались «карманные линкоры».
Линейный крейсер «Gneisenau»
Реакцией командующего Рейхсмарине адмирала Редера на появление «Dunkerque» стало предложение внести в конструкцию запланированных к постройке 4-го («D») и 5-го («Е») «броненосцев» изменения: довести их водоизмещение до 15 000 — 18 000 т и добавить третью башню ГК. Чуть позже появилось предложение пойти по пути усиления бронирования при сохранении имеющегося вооружения. В конце 1932 — начале 1933 г. велось обсуждение различных вариантов вооружения и бронирования новых кораблей. Так, 9.3.1933 было определено, что новым кораблям необходим уровень защиты, позволяющий противостоять «Dunkerque». Первоначально предполагалось довести бортовую броню до 320 мм (обеспечив тем самым защиту от 330-мм бронебойных снарядов на дистанции свыше 18 000 м), однако при этом водоизмещение возрастало неимоверно, и в окончательном варианте пояс по ватерлинии получал толщину 220 мм, а палуба 80 мм. Кроме того, вводилось бронирование верхней палубы для защиты от бомб.
Всего подготовили три варианта проекта — водоизмещением 18 000, 22 000 т (оба с 9 283- мм орудиями) и 26 000 т (с 6 330-мм орудиями). Для дальнейшей проработки выбрали последний. Подняв водоизмещение еще на 500 т, планировалось добиться увеличения числа 330-мм орудий до 8 — 9. Работы следовало закончить к концу 1934 г. и тогда же заложить головной корабль.
Однако приход к власти нацистов в 1933 г. неожиданно нарушил планы Редера — Гитлер первое время не хотел ссориться с Англией (которая могла усмотреть в строительстве 26 000-т кораблей вызов) и приказал строить «броненосцы» «D» и «Е» по типу 3-го корабля серии, «Admiral Graf Spee», с вооружением из двух трехорудийных 283-мм башен, но с существенно усиленным бронированием (по типу 26 000 т проекта): с 220-мм поясом, 70 — 80-мм главной и 35 — 50-мм верхней бронепалубами. Водоизмещение составляло 19 000 т, размерения 191×21,7×7 м. В июне 1933 г. такой проект был всесторонне рассмотрен руководством флота, после чего в него внесли ряд дополнений: увеличили боезапас орудий ГК, вспомогательную 150-мм артиллерию расположили не в одиночных палубных установках, а в четырех спаренных башнях, усилили зенитное вооружение.
Открытым остался вопрос с ЭУ — на испытаниях «Deutschland» выявилась сильная вибрация корпуса при работе дизелей на полной мощности. К тому же возросшие размеры новых кораблей требовали ЭУ большей мощности, поэтому параллельно с дизельной прорабатывался вариант с паротурбинной установкой с повышенными параметрами пара.
Осенью 1933 г. этот проект подвергся очередному рассмотрению, и после внесения некоторых изменений 18 октября последовало решено выдать заказ на постройку двух 19 000-т «броненосцев», официально выдавая их за 10 000-т последователей «Deutschland».
25.1.1934 верфь ВМС (Reichsmarinewerft) в Вильгельмсхафене и фирма «Deutsche Werke» в Киле получили заказы на постройку 18 000-т «броненосцев» D и Е; их закладка прошла 14 февраля того же года.
В 1934 г. Франция объявила о закладке второго линейного крейсера типа «Dunkerque» — «Strasbourg». На сей раз Гитлер, еще недавно противившийся росту водоизмещения новых кораблей, дал добро на добавление третьей башни и увеличение водоизмещения до 26 000 т.
Постройку «броненосцев» остановили 5 июля и приступили к перепроектированию. Новые требования включали 28-уз. продолжительную и 30-уз. полную скорость, защиту цитадели от 330-мм орудий, противоосколочную защиту оконечностей, три башни ГК (одна в носу и две в корме), четыре двухорудийных 150-мм башни при отсутствии торпедных аппаратов. Тогда же впервые было высказано предложение предусмотреть в проекте возможность после достройки замены трехорудийных 283-мм башен на спаренные 330-мм или 380-мм калибра. Вскоре от оборонительного расположения башен ГК отказались в пользу традиционной схемы — с двумя башнями в носу и одной в корме. ЭУ предусматривалась паротурбинной, с высокотемпературными котлами, поскольку только она обеспечивала скорость 30 уз.
