Техника

БМПТ «Терминатор»

Объект 199 «Рамка» (ранее широко известна под общим названием боевой машины поддержки танков, на официальном сайте УВЗ зачастую фигурирует под неофициальным прозвищем«Терминатор») — российская боевая машина огневой поддержки, предназначенная для действия в составе танковых формирований с целью поражения танкоопасных средств противника: для эффективного подавления живой силы противника, оснащённой гранатомётами, противотанковыми комплексами, стрелковым оружием; есть также возможность поражать на ходу и с места танки, БМП, дот, дзот и другие высокозащищённые цели.

История создания


 

Работы по БМПТ начались ещё в середине 1980-х годов, первый вариант машины был создан в ЧТЗ, на базе танка Т-72А (ничего общего с современной машиной не имеет), также в разработке принимало участие Омское КБ.
Созданию БМПТ предшествовала разработка на рубеже 1980—90-х годов специализированных боевых машин — «танков для пограничных войск».

Современный вариант БМПТ был разработан в ФГУП «Уральское КБ транспортного машиностроения» («Уралвагонзавод», г. Нижний Тагил) с 1998 по 2000 год на базе танка Т-72, может создаваться также на базе Т-90 (второй вариант был определен для серийного производства).

Первый представленный в 2000 году образец имел вынесенный блок вооружения с одной 30-мм пушкой 2А42, спаренным с ней 7,62 ПКТМ и четырьмя пусковыми установками ПТУР «Корнет», также на машине в надгусеничных полках установлены 2 30-мм гранатомета АГ-17Д.

В 2002 году на машине было установлено уже две 30-мм пушки 2А42 и КУВ «Атака-Т».

Разработка закончилась в конце 2006 года.

Конструкция


 

В состав экипажа БМПТ входят 5 человек — командир, наводчик, механик-водитель и два оператора курсовых гранатомётных установок.

Базовое вооружение состоит из:

  • двух 30-мм пушек 2А42 (900 выстрелов)
  • 7,62 ПКТМ (2000 выстрелов)
  • ПТУР типа «Атака» 9М120-1 (УР 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1) с лазерной системой наведения (четыре УР на ПУ башни)
  • двух гранатомётов АГС-17 (300 выстрелов в единой ленте на каждый) в надгусеничных нишах

Комплекс вооружения БМПТ создаёт огонь высокой плотности и способен атаковать до четырёх целей одновременно.

Помимо основной силовой установки БМПТ оснащён вспомогательной дизельной установкой, которая служит для электропитания систем машины без включения основной силовой установки.

Поражение с ходу и с места танков, БМП, ДОТов, ДЗОТов и других высокозащищенных целей, а также вертолётов и низколетящих самолётов, осуществляется сверхзвуковыми управляемыми по лазерному лучу противотанковыми ракетами «Атака» 9М120-1 (9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1) из состава КУВ «Атака-Т». Ракета 9М120-1 в трубе — контейнере, установленная на пусковой установке, обеспечивает возможность БМПТ выполнять стрельбу ракетами после преодоления по дну водной преграды глубиной до 5 м.

Башню БМПТ с КУВ «Атака-Т» и стрелково-пушечным вооружением предполагается использовать для оснащения бронированного двухзвенного транспортера лёгкого класса для Заполярья и Арктики на основе унифицированной межвидовой двухзвенной гусеничной платформы (ОКР «Арктика»). Российская боевая сочленённая машина будет принята на вооружение в 2015 году.

БМПТ обладает современной развитой автоматической системой управления огнём (СУО) «Рамка». Прицел наводчика включает в себя тепловизионный канал, оптический канал, наземную аппаратуру управления лазерно-лучевого канала наведения ПТУР (разработана НКЦ ВКТ ФГУП «ГРПЗ») и лазерный дальномер. Панорамный прицел командира имеет сектор обзора 360°. Панорамный прицел обладает оптическим, низкоуровневым телевизионным и лазерным дальномерным каналами. При необходимости командир может вывести изображение тепловизионного прицела наводчика на своё видеоустройство. Автоматизированная СУО обладает цифро­вым баллистическим вычислителем, комплектом автоматических датчиков условий стрельбы и автоматом сопро­вождения цели, что значительно упрощает и повышает эффективность применения управляемого вооружения сходу во всем диапазоне скорости БМПТ при крене и дифференте до 15°.
Также машина оснащена навигаци­онной системой NAVSTAR/GLONASS.

Машина имеет световую индикацию направления и звуковую сигнализацию об облучении БМПТ лазерными средствами и автоматическое противодействие этому.

Управление комплексом вооружения дублировано — командир обладает возможностью вести эффективный огонь из всего комплекса вооружения, размещённого в башне. Рабочие места операторов автоматических гранатомётов оснащены стабилизированными прицелами «Агат-МП» (день/ночь).

Бронезащита — защита машины в целом равна уровню защиты танка Т-90А, даже превосходит его из-за применения ДЗ «Реликт»; лоб корпуса имеет защиту, равную основному Т-90, однако в отличие от Т-90, который обеспечивает защиту от противотанковых средств в пределах курсового угла ±35°, БМПТ обеспечивает надежную защиту от пехотных противотанковых средств ближнего боя в пределах 360°. Причём при применении дополнительных тканевых экранов с элементами динамической защиты, устанавливаемых в условиях массового применения противотанковых средств ближнего боя, обеспечивается максимальная защита даже при обстреле по нормали. Блок вооружения установлен на опоре на кормовой части башни.
Весь боекомплект вынесе­н за пределы забронированного объёма.

Машина оборудована фильтро-вентиляционной установкой (ФВУ), которая нагнетает очищенный забортный воздух в машину. За счёт избыточного давления внутрь не попадают отравляющие вещества, радиоактивная пыль и т. п., даже если машина не герметична. Ходовая часть машины в целом аналогична Т-90, в качестве двигателя используется В-92С2.

Имеется система электромагнитной защиты, обеспечивающая нейтрализацию (преждевременный подрыв) противотанковых мин или фугасов с радио- и магнитометрическими взрывателями.

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «ШАРНХОРСТ» И «ГНЕЙЗЕНАУ»

После окончания Первой мировой войны Вер­сальский договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 т. Вопреки ожиданиям стран-победительниц, конструкторы Рейхсмарине примерно в пределах этого водоизмещения смогли со­здать оригинальные дизельные корабли с весь­ма мощным вооружением (6 283-мм орудий в двух башнях и 8 одиночных 150-мм). Они были сильнее всех крейсеров, кроме линейных, и при этом достаточно быстроходны (26 уз.), чтобы уйти от любого линкора того времени. Они про­извели должное впечатление на военно-морские круги и получили известность как «карман­ные линкоры», хотя сами немцы официально классифицировали их как «броненосцы» (pan- zerschiffe). В ответ на «Deutschland» (такое на­звание получил головной корабль серии) Фран­ция в начале 1930-х гг. заложила линейный крейсер «Dunkerque» с восемью 330-мм орудия­ми и более высокой скоростью. Его появление вело к краху концепции, в соответствии с кото­рой создавались «карманные линкоры».Gneisenau02

Линейный крейсер «Gneisenau»

Реакцией командующего Рейхсмарине ад­мирала Редера на появление «Dunkerque» ста­ло предложение внести в конструкцию запла­нированных к постройке 4-го («D») и 5-го («Е») «броненосцев» изменения: довести их водоиз­мещение до 15 000 — 18 000 т и добавить тре­тью башню ГК. Чуть позже появилось предло­жение пойти по пути усиления бронирования при сохранении имеющегося вооружения. В конце 1932 — начале 1933 г. велось обсужде­ние различных вариантов вооружения и брони­рования новых кораблей. Так, 9.3.1933 было определено, что новым кораблям необходим уровень защиты, позволяющий противостоять «Dunkerque». Первоначально предполагалось довести бортовую броню до 320 мм (обеспе­чив тем самым защиту от 330-мм бронебойных снарядов на дистанции свыше 18 000 м), одна­ко при этом водоизмещение возрастало не­имоверно, и в окончательном варианте пояс по ватерлинии получал толщину 220 мм, а палуба 80 мм. Кроме того, вводилось бронирова­ние верхней палубы для защиты от бомб.

Всего подготовили три варианта проекта — водоизмещением 18 000, 22 000 т (оба с 9 283- мм орудиями) и 26 000 т (с 6 330-мм орудия­ми). Для дальнейшей проработки выбрали по­следний. Подняв водоизмещение еще на 500 т, планировалось добиться увеличения числа 330-мм орудий до 8 — 9. Работы следовало за­кончить к концу 1934 г. и тогда же заложить го­ловной корабль.

Однако приход к власти нацистов в 1933 г. неожиданно нарушил планы Редера — Гитлер первое время не хотел ссориться с Англией (которая могла усмотреть в строительстве 26 000-т кораблей вызов) и приказал строить «броненосцы» «D» и «Е» по типу 3-го корабля серии, «Admiral Graf Spee», с вооружением из двух трехорудийных 283-мм башен, но с суще­ственно усиленным бронированием (по типу 26 000 т проекта): с 220-мм поясом, 70 — 80-мм главной и 35 — 50-мм верхней бронепалубами. Водоизмещение составляло 19 000 т, размере­ния 191×21,7×7 м. В июне 1933 г. такой проект был всесторонне рассмотрен руководством флота, после чего в него внесли ряд дополне­ний: увеличили боезапас орудий ГК, вспомога­тельную 150-мм артиллерию расположили не в одиночных палубных установках, а в четырех спаренных башнях, усилили зенитное воору­жение.

Открытым остался вопрос с ЭУ — на испы­таниях «Deutschland» выявилась сильная виб­рация корпуса при работе дизелей на полной мощности. К тому же возросшие размеры но­вых кораблей требовали ЭУ большей мощнос­ти, поэтому параллельно с дизельной прора­батывался вариант с паротурбинной установ­кой с повышенными параметрами пара.

Осенью 1933 г. этот проект подвергся оче­редному рассмотрению, и после внесения не­которых изменений 18 октября последовало решено выдать заказ на постройку двух 19 000-т «броненосцев», официально выдавая их за 10 000-т последователей «Deutschland».

25.1.1934 верфь ВМС (Reichsmarinewerft) в Вильгельмсхафене и фирма «Deutsche Werke» в Киле получили заказы на постройку 18 000-т «броненосцев» D и Е; их закладка прошла 14 февраля того же года.

В 1934 г. Франция объявила о закладке второго линейного крейсера типа «Dunkerque» — «Strasbourg». На сей раз Гит­лер, еще недавно противившийся росту водо­измещения новых кораблей, дал добро на до­бавление третьей башни и увеличение водо­измещения до 26 000 т.

Постройку «броненосцев» остановили 5 ию­ля и приступили к перепроектированию. Новые требования включали 28-уз. продолжительную и 30-уз. полную скорость, защиту цитадели от 330-мм орудий, противоосколочную защиту оконечностей, три башни ГК (одна в носу и две в корме), четыре двухорудийных 150-мм баш­ни при отсутствии торпедных аппаратов. Тогда же впервые было высказано предложение пре­дусмотреть в проекте возможность после до­стройки замены трехорудийных 283-мм башен на спаренные 330-мм или 380-мм калибра. Вскоре от оборонительного расположения ба­шен ГК отказались в пользу традиционной схе­мы — с двумя башнями в носу и одной в корме. ЭУ предусматривалась паротурбинной, с высокотемпературными котлами, поскольку только она обеспечивала скорость 30 уз.